ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

 

1. Что такое экстремизм? Основные понятия. Нормативные и правовые документы

 

 

2. Специфика экстремизма в молодежной среде

 

3. Профилактика экстремизма в молодежной среде

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе общественного развития в России и в целом в мире значительно возросла угроза рисков распространения экстремистской идеологии, характеризующейся развитием молодежного экстремизма. Экстремизм становится одним из основных источников угроз общественной безопасности в Российской Федерации. Экстремизм явление чрезвычайное, влекущее за собой серьезные последствия для государства, общества и личности.

В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации до 2020 года, выделяется «экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности страны, дестабилизацию ее внутриполитической и социальной ситуации» [10], как угроза для развития страны и ее национальной безопасности.

Одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп является молодежь. Широкое распространение экстремизма среди молодежи является свидетельством недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. В молодежной среде экстремизм проявляется в деформациях сознания, увлеченности националистическими, неофашистскими идеологиями, нетрадиционными религиозными доктринами, в участии в деятельности радикальных движений и групп, совершении противоправных действий в связи со своими убеждениями.

Как свидетельствует мировой и российский опыт борьба с распространением молодежного экстремизма при отсутствии четкой программы профилактики этого явления не дает необходимого эффекта. Особое внимание проблеме профилактики экстремизма в молодежной среде уделяет Президент Российской  Федерации  В.В. Путин. В 2014  году на расширенном заседании коллегии МВД России он отметил: «Ваш профессиональный долг решительно бороться с любыми проявлениями ксенофобии, национализма, религиозной вражды, заниматься профилактикой экстремизма в молодёжной среде, использовать все имеющиеся правовые и организационные возможности Министерства внутренних дел, чтобы пресекать пропаганду ненависти и радикализма, в том числе в интернете или с помощью других информационных технологий и ресурсов» [5]. Однако необходимость контроля и предупреждения распространяемым экстремистским настроениям в молодежной среде становится особой заботой не только государственных органов управления и властных структур, правоохранительных органов, но и организаций социально-культурной сферы (образовательных организаций, учреждений культуры, искусства, спорта, молодежной политики и других), и всей общественности.

Президент страны выделил работу с молодежью по противодействию экстремизму в качестве приоритета среди других направлений деятельности, потому что «именно в молодёжной среде лидеры экстремистских организаций пытаются вербовать своих последователей, вести свою пропаганду, прежде всего через мировую сеть интернета. Идеология экстремизма набирает силу в виртуальном пространстве, причём набирает, буквально выстреливая в реальную жизнь. Общество обоснованно встревожено такими негативными тенденциями. Очевидно, что и в этих вопросах профилактика выходит на первый план. Стратегия противодействия экстремизму содержит целый комплекс задач, направленных на организацию досуга молодёжи, воспитание чувства патриотизма, умения противостоять социально опасному поведению» [5].

Очевидно, что профилактика молодежного экстремизма становится основным методом борьбы с распространением идеологии экстремизма,  так как только воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности способны дать наилучшие результаты.

На страницах данного сборника мы попытались раскрыть теоретические и практические аспекты профилактики экстремизма в молодежной среде. Данный информационно-методический сборник может быть использован для реализации мероприятий, направленных на профилактику экстремизма в молодежной среде и представляет определенный интерес для специалистов, работающих в сфере государственной молодежной политики, детских и молодежных общественных объединений, общественных организаций, а также педагогов и организаторов.

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

 

  1. 1.            Что такое экстремизм? Основные понятия. Нормативные и правовые документы.

 Феномен «экстремизм», как понятие происходит от латинского слова

«extremus», что в переводе трактуется как «крайний» и означает приверженность крайностям в политике и других сферах жизнедеятельности общества  и  личности.  В  Психологической  энциклопедии  отмечается,  что:

«чаще всего «экстремизм» проявляется в отрицании существующих политических норм, ценностей, процедур, основополагающих принципов организации политических систем, стремление к подрыву политической стабильности и низвержению существующей власти. Для «экстремизма» характерны нетерпимость к инакомыслию, плюрализму, поиску консенсуса» [25].

В словаре по политологии экстремизм трактуется, как «приверженность в политике к крайним взглядам и мерам. Его порождают различные факторы: слом сложившихся социальных структур; обнищание массовых групп населения; экономический и социальный кризис, ухудшающий условия жизни большинства населения; ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение исполнительной дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; нарастание чувства ущемления национального достоинства и т.д.» [22].

Как «форма политической деятельности» определяется экстремизм в Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятой в 2003 г., которая «явно или исподволь отрицает принципы парламентской демократии и основана на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма» [20].

В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, заключенной 15 июня 2001 г. в г. Шанхае даётся более развернутая трактовка сущности данного понятия (п. 3 ч. 1 ст. 1): «экстремизм

-                  какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [29]. Данная Шанхайская конвенция была подписана шестью странами: Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан.

Федеральный Закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» является одним из основополагающих нормативно-правовых документов Российской Федерации, связанных с противодействием экстремистской деятельности. В статье 1 данного федерального закона содержится юридическое определение того, какие действия относятся к экстремистской деятельности (экстремизму). Среди них отмечаются:

-                  насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

-                  публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

-                 возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

-                 пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

-    нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

-           воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

-            воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

-           совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

-           пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

-           публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

-            публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

-            организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

-           финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

В настоящее время отечественные авторитетные авторы предприни-

мают попытки дать определение экстремизму как явлению. Так, по мнению В.А. Пономаренкова и М.А. Яворского: «экстремизм – это насильственные и (или) противоправные деяния общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, совершаемые по мотивам религиозной, расовой, половой и иной социальной неприязни, а также призывы к совершению таковых деяний» [23].

С точки зрения С.Н. Фридинского: «экстремизм деятельность общественных, политических и религиозных объединений либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке, финансированию либо иному содействию ее осуществлению, в том числе путем предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств, а также совершение действий, направленных на установление единственной идеологии в качестве государственной; на возбуждение социальной, имущественной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства; на отрицание абсолютной ценности прав человека; на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; на подрыв безопасности Российской Федерации, а равно публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению таких действий» [28].

Приведем исчерпывающий перечень преступлений экстремистской направленности, содержащийся в Указании Генпрокуратуры России № 65/11, МВД России № 1 от 01.02.2016 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

  1. Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий:

п. «е» ч. 2 ст. 111:  «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».

п. «е» ч. 2 ст. 112: «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы»;

п. «б» ч. 2 ст. 115: «Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какойлибо социальной группы»;

п. «б» ч. 2 ст. 116: «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы»;

 п. «з» ч. 2 ст. 117: «Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего Кодекса по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы»;

ч. 2 ст. 119: «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы»;

п. «б» ч. 1 ст. 213: «Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы»;

ст. 280: «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»;

ст. 280.1: «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»;

ст. 282: «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;

ст. 282.1: «Организация экстремистского сообщества»;

ст. 282.2: «Организация деятельности экстремистской организации»; ст. 282.3: «Финансирование экстремистской деятельности»;

ст. 357: «Геноцид».

1.1.                 Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела:

 п. «л» ч. 2 ст. 105 (после 12.08.2007): «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».

  1. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления по мотивам ненависти либо вражды идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной, в отношении какой-либо социальной группы:

чч. 3 и 4 ст. 111, ст. 136, ст. 148, ст. 149, ст. 212, ч. 2 ст. 213, ч. 2 ст.

214, ст. 239, ст. 243, ст. 244, ст. 335, ст. 336, ст. 354.1.

2.1.          Преступления, отнесение которых к перечню при наличии в статистической карточке дополнительной отметки о совершении преступления по мотивам ненависти либо вражды идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной, в отношении какой-либо социальной группы зависит от даты возбуждения уголовного дела:

п.  «л»  ч.  2  ст.  105  (дата  ранее  12.08.2007),  ст.  141  (дата  после

12.08.2007),  ст.   142   (дата   после   12.08.2007),  ст.   142.1  (дата   после

12.08.2007),  ч.  4   ст.  150   (дата   после  12.08.2007),  ст.  213   (дата  ранее

12.08.2007), ст. 214 (дата ранее 01.06.2007), ст. 278 (дата после 12.08.2007),

ст. 279 (дата после 12.08.2007).

Чтобы эффективно заниматься проблемой профилактики экстремизма в молодежной среде необходимо знать и применять основные нормативные и правовые документы в этой области.

На наш взгляд таковыми являются:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016);
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016);

5. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности»;

6. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму»;

  1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761).
  2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685)

Также в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации имеются две статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера.

Статья 20.3. «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами».

  1. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного  правонарушения  либо  административный  арест  на  срок  до пятнадцати  суток  с конфискацией  предмета  административного правонарушения; на должностных лиц от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

  1. Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

-          Статья 20.29. «Производство и распространение экстремистских материалов».

Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц.

-           от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Вместе с тем, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ответственность за другие противоправные действия, которые также могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений. К их числу можно отнести: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26); незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации (статья 17.10); мелкое хулиганство (статья 20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2).

 

2. Специфика экстремизма в молодежной среде

 

Распространение идеологии экстремизма в молодежной среде на сегодняшний день становится наиболее опасным социальным явлением в современном обществе, а экстремизм может перерастать в более серьезные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые выступления и беспорядки. Основной массой и самыми многочисленными участниками при проведении акций протеста, шествий, собраний, демонстраций, в том числе и незаконно проводимых, в последнее время все больше становится молодежь. На территории Российской Федерации участились случаи внедрения в среду молодежи незаконных печатных публикаций, включая зарубежные материалы, в которых содержатся призывы к экстремистской деятельности, национализму, ксенофобии, нетерпимости к другим, расовой дискриминации, противоправным действиям. Кроме того, в настоящее время экстремистами активно используются ресурсы сети Интернет, как для распространения подобных материалов, так и для координации совместных действий экстремистских  группировок  и их  руководителей  при проведении  экстремистских  мероприятий для выработки особой тактики поведения участников при проведении данных акций.

В чем же специфика молодежного экстремизма?

Известно определение понятия «молодёжный экстремизм», предложенное Петровой Т.А.: «молодежный экстремизм представляет собой деятельность физических лиц в возрасте от 14 до 30 лет или их объединений, приверженных к крайним взглядам и мерам в политике, экономике, религии, экологии и т.п., направленная на совершение запрещенных законом деяний (действий или бездействий) для достижения своих целей (выполнения своих требований), сопряженная с насилием» [21].

В молодежной среде экстремизм, выступающий как негативное социально-политическое явление, имеет сложную структуру. Основными составляющими этой структуры, как явления, выступают идеологический, деятельностный и организационный аспекты. Авдеев Ю.И., отмечая сложность каждого из них, характеризует данные аспекты в рамках молодежного экстремизма. Говоря об идеологическом аспекте экстремизма в молодежной среде, автор указывает, что он «выражается в тех или иных теориях, концепциях (и т.п.) экстремистской направленности (прокоммунистического, неонацистского, анархистского характера и др.), предназначенных для идейно-политического объединения экстремистски настроенных лиц, обоснования выдвигаемых ими целей борьбы и необходимости использования для их достижения противоправных форм и методов деятельности, а также приобретения единомышленников и завоевания поддержки общества. Организационный аспект экстремизма в молодежной среде служит для организационно-политического объединения тех или иных сил определенной экстремистской ориентации, предполагает выработку стратегических и тактических основ их деятельности, управление ими, финансовое и материально-техническое обеспечение экстремистской деятельности и т.п.

Деятельностный  аспект  экстремизма  в  молодежной  среде,  или его практика, выражается в непосредственном экстремистском воздействии  на противников экстремистов – объектов рассматриваемого явления в различных формах нелегитимного насилия и других крайних мер и т.д. Он носит целенаправленный характер и выражается в широком комплексе экстремистских акций» [1].

В ХХI веке достаточно определенно стали проявляться три основных вида социальных рисков молодежного экстремизма:

-                     негативные социально-политические процессы экстремистской направленности;

-                деятельность экстремистских структур, имеющая конкретную целевую направленность;

-                 действия исполнителей конкретных экстремистских акций и мероприятий, в основе которых лежат общественно опасные деяния.

Данные социальные риски позволяют рассматривать молодежный экстремизм, как неадекватный способ разрешения социально-политических противоречий некоторой части молодежи в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений, что значительно повышает его опасность.

По мнению Р.М. Афанасьевой «экстремизм в молодежной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности части молодежи как особой социальной группы и специфической возрастной категории населения. Молодежь в целом субъектом экстремизма быть не может. Она может быть лишь социальной средой экстремистских проявлений» [3].

В методических рекомендациях по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде, которые разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России, в качестве основных выделяют пять особенностей экстремизма в молодежной среде [13]:

-    экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде.

Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее;

-           экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характеризующихся отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами;

-          экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности;

-           данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности;

-           экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

К основным причинам возникновения экстремистских проявлений среди молодежи относят целый ряд факторов [13]. Среди них:

  1. обострение социальной напряженности в молодежной среде;
  2. криминализация ряда сфер общественной жизни;
  3. изменение ценностных ориентаций;
  4. проявление так называемого «исламского фактора»;
  5. рост национализма и сепаратизма;
  6. наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций;
  7. использование в деструктивных целях психологического фактора;
  8. использование сети Интернет в противоправных целях.

В информационно-аналитических материалах по профилактике экстремизма в молодежной среде [8] в динамике изменений положения молодежи и ее жизнедеятельности выделяются следующие социальнопсихологические факторы:

-   демографическая ситуация и состояние здоровья;

-   образование и воспитание;

-   социально-экономическое положение и стратификация;

-                политическая активность и участие молодежи в управлении делами государства и общества;

-   особенности общественного сознания и образ жизни.

Молодежный экстремизм явление, характеризующееся не только неисполнением и игнорированием действующих в обществе правил поведения, закона в целом, появлением неформальных молодежных объединений противоправного характера, но и нетерпимостью экстремистов к гражданам России, принадлежащим к другим социальным группам, этносам и придерживающимся иных моральных, политических, экономических, эстетических, правовых и религиозных идей. Зачастую опытные лидеры организаций экстремистов для осуществления мероприятий экстремистской направленности активно используют в деструктивных целях психологические факторы, особенно агрессию, свойственную молодежной психологии, и лидерство, как атрибут власти. Особое место в обострении социальной напряженности среди молодежи имеет комплекс социальных проблем, включающий в себя проблемы качества образования, доступности услуг сферы культуры и искусства, социального неравенства и значительного расслоения общества на бедных и богатых.

Среди других, кроме психологических, наиболее значимых факторов, влияющих на формирование экстремизма среди молодежи, выделяют:

-                 высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, представители которой довольно легко попадают под влияние радикальных политических течений;

-                                          попытки копирования по различным направлениям деятельности всеми структурами, включая институты гражданского общества, старых форм идеологической работы, уже не оказывающих эффективного положительного воздействия на молодежь, что приводит к формированию широкого  спектра  молодежных  субкультур, многие из которых имеют деструктивную направленность и структуру противоправной деятельности;

-              изменение этнического и возрастного составов населения, что больше всего касается крупных городов, и, как следствие этому, рост напряженности в межнациональных и этнических отношениях, конфликт

«отцов и детей».

Молодежный возраст характеризуется незавершенностью процессов социализации и недостаточной социально-психологической зрелостью, вследствие чего проявляются идеологическая неустойчивость, стремление к радикальному обновлению форм и способов жизнедеятельности, совершенно поверхностно воспринимаются противоречия, возникающие в социальном бытии, возникает склонностью к проявлению разных форм максимализма и социального протеста. Основным в этом возрасте становится неумеренность в выборе средств и способов достижения жизненных целей. Кроме того, на все эти явления оказывают влияние взаимодополняющиеся друг другом и взаимодействующие между собой отрицательные факторы социальной среды, которые проявляются в таких областях, как экономическое неравенство и несправедливость распределения собственности, высокая напряженность социального характера и конфликтность в общественных отношениях, отсутствие целенаправленного процесса социализации, утрата системы духовных ценностей, ослабление, а в отдельных процессах и отсутствие, регулирующей роли государства и нарастание криминогенной обстановки в обществе.

Современные российские исследователи с разных позиций характеризуют молодежные экстремистские организации. Мусаелян М.Ф. указывает на их характеристику с точки зрения возраста. Он констатирует, что «в настоящее время участниками неформальных молодежных экстремистских организаций (группировок) и экстремистских сообществ являются лица в возрасте от 14 до 30 лет, нередко и несовершеннолетние 14 18 лет. Более того, удельный вес лиц, не достигших 18-летнего  возраста,  составляет  более 23%, то есть почти четверть от общего числа осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности. Высокий процент подростковой экстремистской преступности считает автор, непосредственно связан с тем, что именно возраст от 14 до 18 лет наиболее оптимален для «впитывания» радикальных националистических, ксенофобских и экстремистских идей, следовательно, лиц данной возрастной категории проще всего идеологически подготовить для совершения экстремистских акций. Этим, возможно, объясняется также то, что нередко подростки, примкнувшие к экстремистским рядам, являются выходцами из вполне благополучных семей. Причем подростки нередко выступают не только в качестве исполнителей, но и лидеров (главарей) молодежных экстремистских организаций (группировок)» [14]. С точки зрения Ю.А. Акуниной, «в определенной мере усиление асоциальной деятельности субкультурных молодёжных организаций обусловлено отсутствием программы по профилактике экстремистских настроений среди подрастающего поколения, адаптированной к современным социально-культурным и экономическим условиям. Анализ существующих программ противодействия проявлениям экстремизма в молодежной среде позволяет констатировать недостаточную разработанность превентивных мер, при этом наиболее существенными являются противоречия: между необходимостью глубокого социокультурного анализа молодежного экстремизма и недостаточным научным осмыслением этого феномена; между потребностью в организации противодействия проявлениям экстремизма в молодежной среде и слабой разработанностью системы профилактических мер; между потребностью проведения профилактической работы в социально-культурной сфере и отсутствием обоснованных социокультурных подходов к профилактике экстремизма в молодёжной среде» [2]. Многие экстремистские молодежные организации носят неформальный характер. В большинстве случаев их члены имеют крайне малое или совсем не имеют представления об идеологии, лежащей в основе этих экстремистских движений, молодежь привлекает символика, внешняя атрибутика и  прочие аксессуары  этих организаций, непосредственное  влияние на молодое поколение оказывают громкие лозунги и экстремистские призывы. Участие молодежи в данных экстремистских группировках не считается ими нарушением закона, а воспринимается как приятное времяпрепровождение в кругу сверстников, единомышленников и «героев», которые имеют и отстаивают собственную точку зрения, выступают лидерами молодежных движений, используя при этом различные способы контактов, включая Интернет.

Следует заметить, что экстремистское поведение не возникает одномоментно. Его формирование осуществляется в молодежной аудитории поэтапно. Некоторые эксперты выделяют три этапа формирования экстремистского поведения: причинный, организационный и поведенческий [26].

Первый этап – причинный, этап формирования среды. Очевидно, антиобщественное, агрессивное, разрушительное поведение молодежи имеет свои причины. По мнению психологов и социологов, оно вызывается, как правило, ощущением собственной ущербности, обделенности в чем-либо, имеющей социальные основания.

Причины возникновения ощущения социальной обделенности могут иметь экономическую природу (резкое расслоение общества на бедных и богатых), идеологическую (разрушение идей патриотизма, девальвация духовных ценностей), психологическую (нереализованность, невозможность достигнуть своей цели – например, получить образование).

Второй этап – организационный, предполагает формальное и неформальное членство в организациях и движениях экстремистского толка.

Все вышеназванные причины являются потенциальной возможностью формирования экстремистских настроений. Для того, чтобы данная потенциальная возможность проявилась в действительности, молодым людям со сходным ощущением обделенности необходимо объединиться. Возникают группы, объеденные общей идеей. Происходит формирование образа «врага». Третий этап – поведенческий, на котором проявляются конкретныедействия и поступки экстремистского толка. Молодые люди, объединенные общей экстремистской идеей, в основе которой лежит чувство социальной обделенности, вступают в открытый бой с «врагом», которого надо победить.

Общество должно вмешиваться в схему развития молодежного экстремизма на всех трех этапах его формирования, и при этом, не только предотвращать распространение экстремистских идей, но и пресекать их переход в активное действие, акцию, мероприятие, а в целом и в новое мировоззрение личности молодого человека.

Такая необходимость особенно остро обозначена в современном обществе потому, что в среде молодежи в настоящее время накоплен сильный протестный потенциал, в значительной степени сконцентрировались нетерпимость и вражда, появилась агрессия и уличных банд, и их идеологов, которые сопровождаются духовно-нравственной опустошенностью, неспособностью реализовать себя в том или ином виде деятельности. Следует отметить, что создание в последние годы большого числа экстремистских организаций и движений и широкое вовлечение в них молодежи, прежде всего, обусловлено снижением идеологической составляющей в воспитательном процессе, что приводит к утрате частью молодежи моральных и нравственных ориентиров, потере духовности и патриотизма. Как следствие, такая молодежь, которая не только не способна критически подходить к содержанию публикаций в СМИ, анализировать материалы, размещаемые в сети Интернет ввиду недостаточного жизненного опыта, корректировать и определять свои действия в соответствии с законом, оказалась наиболее подверженной такому влиянию как экстремизм.

Молодежный экстремизм сегодня выступает как следствие деформаций процесса формирования и развития личности. Среди основных деформаций выделяются: «снижение образовательного и культурного потенциала,  разрыв  преемственности  ценностных  и  нравственных  установок различных поколений, снижение показателей  гражданственности и патриотизма, криминализация сознания в условиях социально-экономического кризиса и политической неопределенности. Динамика экстремизма в молодежной среде, по нашему мнению, коррелируется с процессами социальной маргинализации, нравственным релятивизмом, сегментацией политической культуры, неопределенностью векторных тенденций развития общества» [12].

Важное место в предупреждении экстремизма в молодежной среде в современной социально-культурной ситуации отводится социальнокультурной деятельности. Кузьмин А.В., выделяя сущность и специфику социально-культурной деятельности, отмечает, что:

-           во-первых, социально-культурная деятельность выстраивается на основе ценностей культуры, которые определяют ее содержание и направленность;

-              во-вторых, социально-культурная деятельность реализуется в сфере свободного времени, что определяет ее организационные и пространственно-временные параметры. Этим объясняется то, что социально-культурная деятельность по существу и по своим функциям не повторяет другие виды общественной практики, даже, казалось бы, очень похожие на нее, например, образование, социальную работу, другие виды профессиональной деятельности;

-              в-третьих, социально-культурная деятельность реализуется на основе активности ее участников, что определяет ее субъектную и деятельностную природу. Она максимально полно соответствует потребностям,

устремлениям, желаниям конкретных участников социальной культурной деятельности независимо от того, в каких формах она осуществляется (например, в массовых, групповых или индивидуальных) [11].

Вместе с  тем,  выделяя объект профилактической работы в  рамкахсоциально-культурной  деятельности,  необходимо  учитывать иерархичный характер такой деятельности в процессе профилактики молодежного экстремизма, в связи с чем сам объект предстает как система, включающая несколько возрастных, субкультурных, социальнопсихологических уровней:

  1. Вся молодежь, проживающая на территории Российской Федерации, в возрасте от 14 до 30 лет. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, не востребованности, создание условий для полноценной самореализации и жизнедеятельности.
  2. Молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, имеющие потенциальную возможность оказаться в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность попадания в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

-                   выходцы из неблагополучных, социально дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

-                 «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как форму времяпрепровождения;

-                 дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к ненормативной агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

-                участники молодежных субкультур, неформальных объединений, устойчивых и склонных к девиациям уличных компаний;

-    члены экстремистских политических, религиозных организаций,

 

движений, сект [24].

В данных материалах [24] отмечается, что «основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны  быть ориентированы:

-           на оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств конструктивного взаимодействия, положительных эмоций, реальных социальных проектов, достижимых перспектив, реального опыта решения молодежных проблем;

-             формирование механизмов оптимизации молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, создание на его месте конструктивных социальных зон;

-            создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включение его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и всего социума в целом. Итогом такой работы должно стать развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

-            разработку системы социально-педагогического сопровождения, направленного на предупреждение ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур [24]. При этом стратегия по предупреждению социальных рисков молодежного экстремизма должна быть направлена на усиление взаимодействия и интеграцию воспитательного воздействия различных институтов гражданского общества, включая семью, школу, учреждения профессионального образования различного уровня, общественные объединения, средства массовой информации, учреждения культуры и искусства, правоохранительные органы и т.п.

Следует подчеркнуть, что предпринимаемые меры должны не

 

только включать в себя специальные технологии, реализуемые правоохранительными органами в целях выявления, пресечения и раскрытия противоправных экстремистских проявлений в молодежной среде, но и использовать имеющиеся социально-культурные и педагогические технологии и на современном этапе, имея инновационные разработки, могут быть направлены на предупреждение экстремизма и борьбу с его проявлениями в молодежной среде.

В исследовании Т. Т. Фисюк приводятся специфические черты студенческой молодежи как субъекта культурно-досуговой деятельности и как участника культурно-досуговых программ:

а) социально-психологические особенности «молодежного сознания» отличаются:

-   повышенной эмоциональностью;

-   сменой настроения;

-   физической подвижностью;

-   быстрым освоением окружающей реальности;

-   зрительской и интеллектуальной восприимчивостью;

-   стремлением к новому и ореолу исключительности.

б) личные потребности выступают как фиксированные ценностные ориентации в единстве мотивационно-личностных и социальнообъективных факторов;

в) потребность в динамических формах деятельности;

г) установки на культурно-досуговую деятельность как на процесс самоутверждения, саморазвития, самореализации;

д) стремление к новым социальным образованиям, группировкам

[27].

Поскольку  социальные  риски  молодежного  экстремизма  в настоящее время представляет серьезную опасность для каждой отдельной личности, для российского общества, для всего мирового сообщества, данный феномен должен быть глубоко и всесторонне изучен, как явление, требующее социально-правового, общественного, административно-управленческого, социально-психологического и социокультурного противодействия и вмешательства.

Экстремизм может иметь различную идеологическую ориентацию и целевую направленность. Он может вторгаться в любые сферы общественных отношений: религиозные, национальные, межпартийные, внешней и внутренней политики, экологические.

Критерий «всесторонности» лежит в основе принятого разделения экстремизма на отдельные формы. Приведем некоторые из них:

  1. Националистический (радикализм в целях защиты интересов одной нации).
  2. Религиозный (нетерпимость к убеждениям и взглядам других религий).
  3. Экологический (крайние действия, направленные на незамедлительное закрытие вредных производств, вне зависимости от экономических возможностей).
  4. Политический (радикальная деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, нарушение прав и свобод граждан, насильственный захват либо насильственное удержание власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности, публичные призывы к противоправным действиям и иное применение насилия в политических целях). В настоящее время сформировалось несколько устойчивых видов экстремистской деятельности. В основе классификации этих видов лежит специфический характер экстремистского воздействия субъектов экстремизма на их противников, а также характер решаемых при этом задач.
  5. Социальный (деятельность, имеющая целью пропаганду превосходства по социальному признаку, и  приводящая к  нарушению прав и свобод граждан).
  6. Экономический (действия, направленные на устранение и уничтожение многообразия и установления какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства (различные формы коммунистического ортодоксального фундаментализма) либо на полный отказ от принципов государственного регулирования экономической сферы, резкое сокращение социальных расходов, наступление на социальные завоевания населения, на устранение конкуренции в хозяйственной сфере.
  7. Бытовой (характеризуется наличием установок на групповые конфликты и драки, агрессивное поведение как способ самоутверждения в группе равных).

По данному критерию выделяют пять основных видов экстремистской деятельности:

-         организационная экстремистская деятельность;

-         терроризм;

-         открытое нелегитимное насилие;

-                     осуществление    открытого политического    силового давления на противостоящую сторону;

-                     информационно-пропагандистская        деятельность       открытого и скрытого характера.

Каждый из этих видов имеет свои особенности и характеризуется с точки зрения проявления его в процессе экстремистской деятельности. Во-первых, организационная экстремистская деятельность, имеющая необходимое значение для экстремизма в целом и выполняющая обеспечивающую роль применительно ко всем другим составляющим его видам. Она предполагает реализацию организационной стороны экстремистской деятельности, включая создание экстремистских структур, подготовку их практической деятельности и т.д. В определенных условиях организационная экстремистская деятельность может осуществляться  отдельными  группами  и  организациями соответствующей направленности без  реального перехода их  к  той или иной насильственной составляющей экстремизма, хотя и в этих случаях она представляет значительную общественную опасность.

Во-вторых, экстремизм как преимущественно конспиративное скрытое (по крайней мере, на подготовительных стадиях этой деятельности) насильственное воздействие на физических лиц, материальные объекты с целью побуждения органов государственной власти, международных организаций (и др.) к принятию решений в интересах террористов.

В-третьих, открытое нелегитимное насилие,  которое  направлено на насильственное уничтожение, либо дезорганизацию деятельности институтов политической системы страны (например, конституционного строя государства, системы существующих государственных органов, порядка их формирования и др.), на установление физического контроля над определенными регионами и т.д.

В-четвертых, осуществление открытого политического силового давления на противостоящую сторону, например, органы власти, с угрозой применения или с ограниченным демонстративным применением силовых методов с целью выражения протеста против государственной власти, побуждения ее органов, должностных лиц к определенным уступкам в интересах экстремистов.

В-пятых, информационно-пропагандистская деятельность открытого и скрытого характера, направленная на идеологическое и психологическое обеспечение деятельности субъектов политического экстремизма, укрепление его социальной базы, подстрекательство к совершению экстремистских акций и др. [13].

Приведем классификацию экстремистов по идеологической составляющей. Таблица 1.

Классификация экстремистов по идеологической составляющей

 

№№ п.п.

Название экстремистской организации,группировки

Наименование и характеристика входящих в состав групп

1.

Националисты

ксенофобы, неофашисты,

неонацисты

2.

Радикалы в области социально-экономических вопросов

«оранжевые», радикальные коммунисты, анархисты,

анархо-коммунисты и т.д.

3.

Религиозные экстремистские формирования

ваххабиты, сатанисты и т.п.

4.

Экологические и культуроохранные (так называемые

«зеленые»)

экстремистская деятельность осуществляется во имя защиты окружающей природной среды, сохранения памятников истории, архитектуры и культуры, борьбы с глобализацией

5.

Мимикранты

под видом экстремистской деятельности данными группами совершаются преступления обще криминального характера

Представляет также интерес типология экстремизма по направленности экстремистской активности и по степени сформированности экстремистских установок.

Таблица 2.

Типология экстремизма по направленности экстремистской активности и по степени сформированности экстремистских установок

 

 

№№

п.п.

Наименование

экстремизма

вида

Характеристика вида экстремизма

 

По направленности экстремистской активности

 

1.

Экстремизм в сфере межэтнических отношений

Националистические,      фашистские идеи, конфликт между представите-

лями разных национальностей

 

2.

Религиозный экстремизм

 

Конфликт   между                   представителями разных конфессий, религий, религиоз-

ных направлений, проживающих на одной территории

 

3.

Политический экстремизм

 

Это социально – экономические идеи против политической системы государства, её представителей или против

политических оппонентов

 

4.

Экстремизм в сфере молодёжных субкультур

Конфликт между представителями разнообразных молодёжных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия

 

5.

Социальный экстремизм

Конфликт разных социальных групп, искоренение и уничтожение отдельных сообществ

 

По степени сформированности экстремистских установок

 

1.

Стихийный экстремизм

Проявляющийся эпизодически, основанный на стереотипах, архетипах, традиционных социокультурных образах и мифах. Экстремистская активность такого типа выражается спонтанно, аффективно. В сознании носителя данного типа отсутствуют чёткие когнитивные установки экстремистского толка, есть лишь некоторые смутные ощущения, эмоции, стереотипы и образы

2.

Организованный экстремизм

Рассматривает экстремистскую активность как один или единственный метод улучшения мира и решения существующих проблем. Данный тип реализуется в рамках экстремистских субкультур, радикальных организаций, группировок, сект

 

               

 Ряд исследователей также выделяют еще одну «молодежную» позицию в предлагаемой классификации – информационным экстремизм, который характеризуется развитием тенденции перехода экстремизма в пространство информационных технологий. Учитывая стремительное развитие в последние десятилетия информационно-коммуникационных технологий, следует отметить, что данный вид экстремизма не только начинает свое обозначение и проявление, но и превращается в одну из острых проблем современного информационно-коммуникационного общества, проблемы безопасности страны и общества. Жукова О.С., Иванченко Р.Б. и Трухачев В.В. определяют информационный экстремизм, «как деятельность, связанную с созданием, хранением и (или) распространением информации, обрабатываемой компьютером, содержащей предусмотренные законом признаки экстремистской деятельности, использованием этой информации для деструктивного воздействия на психику людей, не осознаваемыми ими. Критерием информационного экстремизма является нанесение законным интересам, правам и свободам граждан физического, материального, морального и иного ущерба» [7]. В нашем сборнике противодействие данному виду экстремизма будет рассмотрено отдельно.

 3. Профилактика экстремизма в молодежной среде

 Проблема распространения молодежного экстремизма в России стоит весьма остро, поэтому для ее решения необходимо использовать ряд общих и специальных профилактических мер. Так как данному негативному явлению подвержен контингент от 14 до 30 лет, то и меры по предупреждению экстремистских проявлений должны применяться с учетом возрастного фактора. Анализируя данные, приведенные в сборниках «Состояние преступности в России», подготовленных генеральной прокуратурой Российской Федерации можно увидеть, что при общем росте количества зарегистрированных преступлений на территории Российской Федерации в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 9%, количество преступлений террористического характера возросло на 36,3%, число преступлений экстремистской направленности на 28,5%. Если проанализировать данные за январь октябрь 2016 года, то становится очевидно, что при общем снижении количества зарегистрированных преступлений на территории Российской Федерации по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 7,8%, количество преступлений террористического характера возросло на 38,7%, преступлений экстремистской направленности на 11,2%.

Профилактикой экстремизма в молодежной среде является система мер, направленных на:

-           выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин экстремизма, отдельных его видов, а также способствующих им условий;

-          выявление и устранение ситуаций на определенных территориях и в социальной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих на совершение экстремистских действий;

-   выявление среди молодежи групп повышенного риска;

-           выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения экстремистских действий, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости и на их ближайшее окружение.

Т. А. Боголюбова указывает, что занимаясь профилактикой молодежного экстремизма, требует обращать пристальное внимания на семейное воспитание, полученное молодым человеком. Нередко именно в сфере семейного  воспитания  закладывается  нетерпимость,  формируются   экстремистские настроения, приводящие к совершению экстремистских посягательств. В таких случаях рекомендуется проведение бесед специалистом, занимающимся профилактикой экстремизма в молодежной среде с родителями радикально настроенного молодого человека, предупреждение их о недопустимости нарушения требований закона.

Среди эффективных мер профилактики экстремизма А.А. Гаджиева выделяет:

‒  создание мест в вузах для талантливой молодежи;

‒                разработку долгосрочной программы в сфере молодежной политики по противодействию экстремизму;

‒  усиление роли патриотического воспитания среди молодежи;

‒                   использование родовых связей для воздействия на радикально настроенную молодежь;

‒  возвращение былого авторитета слова старших;

‒                 профилактику терроризма, которой должны заняться также и институты гражданского общества.

Н.В. Стариков приводит следующие меры профилактики экстремизма:

‒   правовое воспитание молодежи, повышение уровня правовой куль-

туры, преодоление правового нигилизма;

‒                подготовка и переподготовка специалистов по работе с молодежью по вопросам профилактики экстремизма и ксенофобии;

‒                  сотрудничество с различными конфессиями по противодействию экстремизма;

‒  обновление форм воспитательной работы с молодежью;

‒                 организация виртуальных дискуссионных площадок в виде «вебконференций» по тематике молодежных проблем, размещенных на базе областных правительственных порталов, а также на популярных и наиболее посещаемых молодежью Интернет-ресурсах.

Е.О. Кубякин выделяет следующие меры профилактики экстремизма

в молодежной среде: пресечение негативного влияния уличной контркультуры;

‒            воспитание толерантности и культуры межэтнического общения через досуговые организации, клубы по интересам, спортивные секции;

‒          развитие института психологической помощи в школах (консультирование детей и координирование преподавательского состава);

‒          создание и развитие сети научных центров на федеральном и региональном уровнях, занимающихся проблемами экстремизма и различного рода проявлений крайних форм нетерпимости, расизма и ксенофобии;

‒           формирование структуры национальной (культурно-политической) идентичности посредством СМИ;

‒             декриминализация виртуального пространства посредством совместной деятельности с Интернет-провайдерами по поиску и удалению сайтов экстремистского содержания;

‒  доработка действующего антиэкстремистского законодательства;

‒  усиление работы по дискредитации экстремистских групп.

В рамках профилактики экстремизма Т.А. Юмашева предлагает использовать следующие формы работы:

‒  проведение индивидуальных бесед;

‒  организация факультативных занятий;

‒  организация встреч с психологами;

‒            проведение тренингов, круглых столов, экскурсий, тематических вечеров, спортивные мероприятия и др.;

‒            разработку внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние молодежных девиаций;

‒            включение во внутриведомственную статистическую отчетности различных учреждений, осуществляющих коррекцию, социальную реабилитацию, медико-психолого-педагогического поддержку, охрану и защиту детей и семей «группы риска»;

‒                                    обеспечение доступности статистической информации о детско подростковой девиации для всех субъектов образования и воспитания;

‒ регулярный анализ состояния подростковой безнадзорности и ее последствии;

-   оценка эффективности системы профилактики;

-                  прогнозирование качественного и количественного развития всех компонентов системы;

‒                 своевременное выявление неблагополучных семей, информирование о них центров социальной помощи семье и детству, комиссий по делам несовершеннолетних, выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации;

‒                 анализ кадрового состава учреждений разных ведомств, имеющих профилактическую направленность, выявление кадрового дефицита специалистов по социальной, психосоциальной, социально-педагогической работе;

‒                  создание сети комплексных профилактических служб социотерапевтической помощи семье и подростку, разработка содержания и организационно-управленческих принципов их работы, а также разработка психологического и правового обеспечения их деятельности;

‒                активное и целенаправленное использование подростковых и юношеских объединений по интересам как институтов ресоциализации социально дезадаптированных подростков;

‒                разработку специфических форм и средств приобщения девиантных подростков к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения в социально значимую деятельность, включая производственный труд;

‒                  широкую апробацию различных форм работы с неформальными объединениями подростков;

‒                                         систематизацию и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, семейного образа жизни функционально несостоятельных, не справляющихся с задачами воспитания, семей, включая различные формы семейного  отдыха, психологическое  консультирование,  психолого-педагогическое просвещение родителей и психотерапию семейных отношений;

‒          создание правовых гарантий для системы профилактики, в том числе путем обеспечения гарантированного бюджетного финансирования;

‒           определение полномочий и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц в сфере профилактики;

-   правовое регулирование отношений в данной области;

-           разработка межведомственных программ, ориентированных на обучение специалистов по уличной работе с молодежью;

‒          подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, задействованных в сфере профилактической работы; анализ существующей системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной, психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе;

‒            проведение конференций, семинаров для сотрудников органов и учреждений системы профилактики, ориентированных на анализ профилактической работы, выявление эффективного опыта, новых технологий предупреждения социальной дезадаптации детей, их социальной реабилитации и адаптации.

О.В. Маврин представляет программу профилактики экстремизма в виде трех модулей (табл.3), которая рассчитана в первую очередь на агитаторов – пропагандистов в антиэкстремистской и антитеррористической деятельности, работающих с населением. Автор предлагает создание электронного университета где будет представлен электронно-образовательный курс рассчитанный на дистанционное обучение для всех интересующихся профилактикой экстремизма.

Таблица 3.

Программа профилактики экстремизма

 

Модуль

Характеристика модуля

Теоретико-методологические основы агитационной деятельности

Модуль начинается с освещения организационно-правовых основ экстремистской и террористической деятельности, в котором представляются видеоматериалы, примеры деятельности с параллельными комментариями экспертов.

Подробно рассматриваются вопросы, связанные с религиозно окрашенным экстремизмом. Представляются способы агитации антитеррористической деятельности в пространстве Интернета

Техники активного слушания как основа агитационной деятельности

В этом модуле главное внимание уделяется проблемам налаживания эффективного общения. С потенциальными агитаторами антиэкстремистской деятельности рассматривается психология общения, разбираются основные техники активного слушания, наряду с основами ораторского искусства, используемого в работе с населением

Методики агитационной деятельности

Осуществляет обучение агитаторов работе со средствами массовой информации их роли в освежении экстремистской и террористической деятельности, а также анализу агитационных материалов контртеррористической деятельности

 

Представляет интерес программа профилактики и противодействия экстремизму, разработанная Минспорттуризмом России совместно с Министерством внутренних дел России и Федеральной службой безопасности России, представленная уровнями профилактики (рис.1), описание категорий «группы риска» среди молодежи (рис.2), моделью профилактики взаимодействия объекта и предмета профилактической работы (таблица 4). Особое внимание в программе уделено флешмоб-технологиям, используемым экстремистскими формированиями в сети Интернет. Одним из примеров данных технологий может быть компьютерная игра, направленная на разжигание межнациональной, расовой и религиозной вражды. Еще один пример – красочные и заманчивые призывы принять участие в акции, несущей скрытый экстремистский характер, о котором участники акции и не подозревают. В настоящее время для сдерживания подобной информации в сети Интернет был принят Федеральный закон от 28.12.2013 г. №398-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вступивший в силу 1 февраля 2014 г. Данный закон прописывает процедуру досудебной блокировки сайтов, которые содержат призывы к экстремистской деятельности.

 Проводится осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности

Деятельность по профилактике направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности

 

Модель взаимодействия объекта и предмета деятельности по профилактике экстремизма в молодежной среде

  

Предмет профилактики

Объект профилактики

Молодежь в целом

Молодежные находящиеся

риска

группы, в    зоне

Улучшение среды

Оптимизация                             молодежной среды в целом

Разработка и внедрение методов разрушения экстремистского пространства, создание на его месте конструктив-

ных социальных зон для молодежи

Воздействие ность

на

лич-

Развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма

Разработка      системы психокоррекционной работы, ориентированной         на   профилактику ненормативной         агрессии и

экстремистской                            активности

           

 При организации системной работы по профилактике молодежного экстремизма возможно использование нескольких моделей, оптимизирующих данный вид деятельности:

  1. Модель профилактики, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации – может рассматриваться как вариант оперативного вмешательства государства в ситуацию в случае роста экстремистских проявлений в молодежной среде. Реализация модели предполагает формирование правового сознания молодежи, ее информирование о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности. Действия органов власти должны быть направлены на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации. Жизнедеятельность подростка или молодого человека протекает в искусственно созданных конструктивных, позитивных полях, в рамках которых происходит его взросление, усвоение норм и стереотипов поведения в обществе, решение важнейших мировоззренческих проблем. Основным ресурсом данной модели является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества, институт.

В основе модели лежит средовой подход, когда государством и местным самоуправлением создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявления экстремистской активности. Для успешной реализации модели необходимо создание и развитие позитивных молодежных средств массовой информации (при полном обеспечении этими СМИ свободы печати), способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию.

Важное место в общей системе профилактики отводится деятельности детских и молодежных общественных объединений, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодежи. Чтобы их деятельность была эффективной и привлекательной для молодого поколения, требуется оказание органами власти системной комплексной поддержки подобным объединениям. Это позволит развить материально-техническую базу, кадровый, социальный, творческий потенциал общественных организаций.

Данная модель может быть применена в отдельных регионах, находящихся на периферии, где слабо развито общественное молодежное движение и процесс социализации молодого поколения, в основном, протекает в рамках традиционных институтов.

  1. Модель профилактической работы, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур. В основе, данной модели лежит деятельность государства и местного самоуправления по разработке механизмов, направленных на оптимизацию функционирования разнообразных молодежных сообществ, являющихся носителями тех или  иных субкультур, существующих в современной России. Молодое поколение переживает сегодня бурный рост разнообразных неформальных молодежных объединений, движений, групп, формирующихся по самым разным основаниям. Некоторые из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер.

Сегодня именно молодежные субкультуры могут рассматриваться как структуры, формирующие и реализующие экстремистскую активность. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде может идти в направлении снижения деструктивного потенциала молодежных субкультур.

Учитывая изложенное, можно выделить две базовые стратегии реализации данной модели.

Во-первых, это деятельность, ориентированная на разрушение и/или переориентацию молодежных субкультур, осуществляемая специалистами. В этих целях необходимо создавать поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия может быть реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска – альпинизм, сноуборд, паркур и т.д.  При этом параллельно, там, где это возможно, происходит разрушение «управленческого ядра» носителей субкультуры, а также перевод молодежного сообщества в новое деятельностное русло позитивной направленности.

Во-вторых, деятельность, направленная на создание и внедрение в молодежное поле новых субкультур, являющихся социально позитивными или же имитирующих экстремистскую активность. Здесь органы власти создают и финансируют молодежное объединение, которое имеет привлекательный для молодежи образ, стиль отношений, тип деятельности и вовлекает в сферу своего влияния максимально большое количество молодежи. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы и предпочтения разных категорий молодежи.

Элементы представленных моделей в той или иной степени реализуются в современной России. Например, органы по делам молодежи реализуют традиционную модель профилактики экстремистской активности, опираясь на деятельность учреждений по работе с молодежью, зарегистрированных молодежных объединений, пытаясь вовлечь подростков и молодых людей в социально одобряемые формы активности, решить некоторые социально-экономические проблемы молодых людей. Наиболее оптимальным вариантом сегодня является синтетическая модель, включающая в себя основные элементы вышеописанных моделей.

Предлагаемые модели основаны на нескольких базовых положениях:

-           опора на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие среду и личность;

-           основное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека;

-           в основе должна лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с молодежью, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами.

Отметим также основные направления функционирования системы профилактики экстремизма в молодежной среде:

-            нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремизма в молодежной среде;

-            научно-методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде;

-           создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности;

-   кадровое и организационное обеспечение функционирования.

В настоящее время существует пять основных подходов к предупреждению проявлений экстремизма:

  1. Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.

Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то, что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национали веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время. Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, отказываться от них нельзя. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

  1. Подход, основанный на аффективном обучении.

В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к «другим» начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию  (эмпатию).

В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованны в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. При этом подходе необходимо научить молодых людей рационально управлять своими эмоциями.

Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские «не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной» и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.

  1. Подход, основанный на влиянии социальных факторов.

Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.

Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами, желающими  пройти  определенное  обучение,  для  того  чтобы  в  дальнейшем  осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

  1. Подход, основанный на формировании жизненных навыков.

В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение молодого человека рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.

Исследователи описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. В США и Западной Европе развивается большое количество таких программ. Оценка их эффективности показала, что данная модель имеет шансы быть успешной, однако она не может быть полностью скопирована в России в связи с принципиальными различиями в молодежных поведенческих стилях. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.

  1. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской.

Этот подход предполагает необходимость развития альтернативныхсоциальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.

Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд. Как тут не посоветовать специалистам, занимающимся профилактикой экстремизма в молодежной среде, посмотреть прекрасный отечественный фильм «Коробка» и обсудить его со своими «подшефными»?

А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:

  1. Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.
  2. Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).
  3. Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).
  4. Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.

 

1.  Внимание! Сайт с экстремистским контентом. Что делать?

 Относительно контента, размещенного в сети Интернет следует руководствоваться Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и Федеральным законом от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно Федерального закона от 28.12.2013 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вступившего в силу с 01.02.14, генеральный прокурор РФ и его заместители уполномочены обращаться в Роскомнадзор с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых публичных мероприятиях. Такая процедура может быть инициирована генеральным прокурором РФ и его заместителями на основании мониторинга интернета, а также полученных от органов власти, организаций и граждан уведомлений.

Как это работает?

После получения требования генеральной прокуратуры Роскомнадзор незамедлительно направляет по системе взаимодействия операторам связи требование об ограничении доступа к информационному ресурсу или к размещенной на нем противоправной информации. Операторы связи после получения данного требования обязаны незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу или к размещенной на нем незаконной информации. В дальнейшем Роскомнадзор определяет провайдера хостинга Интернет-ресурса, на котором содержится противозаконная информация, и направляет ему уведомление о необходимости удаления такой информации. Провайдер хостинга должен сообщить владельцу информационного ресурса об обязанности незамедлительно удалить противоправный контент. Доступ к информационному ресурсу возобновляется после того, как Роскомнадзор получит от владельца сайта или хостинг-провайдера сообщение о том, что незаконная информация удалена, и удостоверится в этом. Заметим, что до 01.02.14 досудебная блокировка могла применяться только к сайтам, распространяющим детскую порнографию, содержащим пропаганду наркотиков или самоубийств, а также ресурсам, на которых размещен пиратский видеоконтент. Как показывает обширная практика закон работает.

 

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ:

Если Вы обнаружили сайт экстремистской организации или просто сайт, нарушающий нормы ст.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», то немедленно обращайтесь в прокуратуру. Такие проявления экстремизма в Интернете требуется немедленно блокировать. В данном случае никаких переговоров с сетевыми экстремистами вести не следует. Просто блокировка ресурса на законных основаниях. Тем более прокуратура займется и непосредственными «хозяевами» ресурса. Последнее очень важно, потому что зачастую экстремисты в Интернете владеют целыми сетевыми структурами. И очень важно выявить такие структуры целиком. Ваше немедленное обращение — это сотни, а может быть тысячи не вовлеченных людей в экстремистские сети.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 К сожалению, профилактика экстремизма в молодежной среде зачастую ограничивается проведением формальных мероприятий, с использованием скудного арсенала технологий. Следовательно, задача разработки эффективных технологий профилактики, действующих во всем спектре возможных причин экстремизма, остается по-прежнему актуальной. Анализ современных международных и российских исследований позволяет предложить основные черты комплексного подхода к профилактике молодежного экстремизма.

  1. Профилактика экстремизма должна быть направлена на формирование безусловного отрицания насилия как ценности и как средства решения проблем. Допущение того, что насилие где-то может быть полезно и оправдано, ведет к формированию установки на допустимость его использования для решения социальных проблем в молодежной среде.
  2. Формирование толерантности. Толерантность следует понимать как глубокое свойство личности, отражающее принятие разнообразия взглядов на мир и возможность смотреть на одну и ту же проблему с разных точек зрения. Иными словами, толерантность означает способность видеть мир и явления, не относя их к однозначно «правильным» или «неправильным». «Толерантная тренировка» сознания, развитие поисковой активности могут быть названы одними из важнейших направлений профилактики экстремизма.
  3. Формирование потребности в позитивной социальной идентичности.

Так как негативное отношение к другим социальным группам являет-

ся следствием негативного восприятия своей социальной группы, профилактика предубеждений в отношении каких-либо социальных групп должна начинаться с формирования позитивного отношения к своей социальной

группе, к истории и культуре народа, региона. Гордость за свой коллектив,

 

за свой район и город – вот исходный пункт для позитивной идентичности и блокирования механизма «поиска врагов». Однако следует избегать распространенной ошибки использование псевдомаркера позитивной социальной идентичности, заключающегося в утверждении «Мы лучше, потому, что мы их побили». В основе формирования потребности в позитивной социальной идентичности лежит патриотическое воспитание любовь к своей стране и своему народу, гордость за принадлежность к своему социуму. Именно патриотизм В.В. Путин назвал главной национальной идеей.

«У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, – считает Путин. – Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо». И, конечно же, правильный подбор примеров в исторической и в современной перспективе повышает удовлетворенность молодежи своим положением, показывает положительную динамику социальной группы.

  1. Реализация потребности в самоуважении. Данный подход играет большую роль в профилактике экстремизма. Известно, что директивные методы увеличивают депривацию этой потребности, тогда как диалогическое общение ведет к формированию оптимальных социальных установок. Грубость вызывает фрустрацию, способную вылиться в агрессию по отношению к другому, более удобному объекту.
  2. Реализация потребности в активности. Необходимо обеспечить молодым людям социально-приемлемые каналы реализации такой активности. Подавление инициативы, поисковой активности и «конструктивной агрессивности» (стремление к освоению и изменению мира, к творческой самореализации) ведет к проявлению деструктивной агрессии. Исправные

«социальные лифты» для социально активной молодежи, занятия спортом  и творчеством, развитие института волонтерства способны стать существенным профилактическим ресурсом.

  1. Просвещение, формирование культурной компетентности (этниче-

ской, религиозной и т.д.) Просвещение не должно сводиться к простому

 

информированию об особенностях других социальных групп. Неправильно ставить целью «перевоспитать» подростков с экстремистскими взглядами в ходе идейной дискуссии. Их взгляды и так очевидно нелогичны, а иногда каких-либо определенных взглядов нет совсем. Важно учитывать и эффект групповой поляризации, заключающийся в том, что публичное рассмотрение проблемы усиливает преобладающую в группе тенденцию. Представляется, что этнокультурная компетентность, например, должна формироваться не путем рассказов об этнических особенностях, а выработкой реальных навыков взаимодействия в этнокультурной среде. Здесь недостаточно просто объединить представителей разных национальностей в группу, важно организовать их успешную и интересную совместную деятельность.

Целесообразным является использование в профилактической работе книг, фильмов и интернет-ресурсов подходящей тематики, формирующих ценности толерантности, ненасилия. Считаем необходимым иметь такой список рекомендованных фильмов и книг для профилактической работы, формировать коллекции таких материалов. Здесь же можно использовать такое средство профилактики экстремизма, как включение молодежи в самостоятельную исследовательскую работу, например, подготовку рефератов, эссе, конкурсных научных работ по вопросам социального взаимодействия и толерантности.

Скачать документ >>>