Организация лечебного процесса
Медицинская работа проводится согласно годовому плану работы. Особенностью лечения является его включенность в учебно – воспитательный процесс.
Компонентами лечения являются следующие составляющие:
- Режим дня:
- сочетание учебных занятий с лечебными процедурами;
- основной вид лечения – разгрузка позвоночника в классе;
- обучение, лежа на кушетках на подгруднике;
- прогулки на свежем воздухе.
- Рациональное питание:
- двухразовый приём пищи;
- в рационе продукты, обеспечивающие повышенную потребность растущего организма в белках, солях кальция, фосфора, минералах, витаминах – это соки, фрукты, мясо, раба, молочные продукты, сыры, творог.
- Общеукрепляющие и закаливающие процедуры:
- режим аэрации;
- гимнастика во время уроков;
- визио тренинг;
- Специальные лечебные процедуры:
- лечебная гимнастика, направленная на формирование правильной осанки и создание мышечного корсета;
- дыхательная гимнастика;
- массаж спины, грудной клетки, живота, верхних и нижних конечностей;
- тренировка подвздошной – поясничной мышцы;
- тренажерная гимнастика;
- коррекция у стены;
- лечение корсетами, спинодержателями;
- ортопедическая коррекция коском набойкой.
Разгрузка позвоночника достигается тем, что в течение большей части суток дети находятся в положении лежа. Во время уроков, приготовления домашнего задания дети лежат на медицинских кушетках, оборудованных индивидуальными клиновидными подставками.
Лечебная гимнастика является основным составляющим компонентом комплексного консервативного лечения. В течение учебного года школьник обучается методике лечебной гимнастики под наблюдением методиста и инструктора по лечебной физкультуре, а на каникулярное время, в выходные дни ребенок ежедневно выполняет физические упражнения под наблюдением родителей.
Противопоказания к лечебной физкультуре:
- Врожденные и приобретенные пороки сердца в стадии декомпенсации;
- Хронические заболевания внутренних органов в стадии обострения;
- Нервно – психические заболевания, сопровождающиеся судорожными состояниями;
- Значительное отставание умственного развития, не позволяющее усвоить программу лечебной гимнастики (выраженные формы дебильности, имбицильность);
- Болевой синдром, вызванный развитием корешкового синдрома или сопутствующим ювенильным остеохондрозом;
- Острые простудные и инфекционные заболевания;
- Повышение температуры тела (свыше 37,2°).
Уроки лечебной физкультуры включены в расписание уроков (ежедневно по 40 минут). Дополнительно проводятся занятия ЛФК с группой часто болеющих детей, с детьми страдающими тяжелыми формами сколиоза, прогрессирующими формами и больными ДЦП. Физические упражнения подбираются с учетом развития мышечного корсета и наличие мышечного дисбаланса. Практически не бывает изолированного нарушения осанки, поэтому занятия лечебной корригирующей гимнастикой строятся из набора различных по целенаправленности физических упражнений.
- Упражнения по формированию и закреплению навыка правильной осанки
- Упражнения по формированию мышечного корсета
- Обучение и формирование стереотипа правильного дыхания, так как дыхательная мускулатура косвенно способствует исправлению дефектов грудной клетки и позвоночника
- Упражнения на коррекцию нарушений физиологических изгибов позвоночника
- Упражнения на само вытяжение позвоночника
- Упражнения с утяжеляющими предметами (утяжелители до 250гр, гантели от 250гр до 500гр) для наращивания мышечной массы и повышения силовой выносливости мышц.
Упражнения лечебной гимнастики используются в различном наборе с постепенным увеличением количества упражнений и их повторений. Также предусмотрены игры, которые кроме развития осанки, двигательных навыков, внимания, способствуют психологической разгрузке ребенка.
Помимо симметричных укладок и физических упражнений, используются ассиметричные нагрузки для тренировки определенных групп мышц, способных противоборствовать дальнейшему прогрессированию, и для локального воздействия на участки позвоночного столба. С это целью используются ассиметричные укладки при выполнении упражнений ЛФК – позы коррекции:
При правостороннем грудном сколиозе мышцы на выпуклой стороне (справа) пере растянуты, а на вогнутой (слева) находятся в состоянии сокращения (спазма).
Поза коррекции состоит в следующем: правая рука отводится в сторону, чем снимается пере растяжение мышц правой половины туловища (выпуклой стороны искривления), а левая вытягивается вверх, растягивая мышцы на левой (вогнутой) стороне искривления.
При этом достигается клиническая и подтверждаемая рентгенологически коррекция правосторонней дуги искривления.
При поясничном левостороннем сколиозе для коррекции дуги искривления и создания благоприятного тонуса мышц левая (на стороне выпуклости искривления) нога отводится в сторону.
Выполнение подобных упражнений возможно лишь после тщательного обучения методике их выполнения под наблюдением методиста и инструктора ЛФК.
В ряде случаев учитывая особенность сколиотической деформации, ротационного компонента, необходимо подбирать индивидуальную нестандартную позу коррекции.
Показанием для применения специальных коррекционных физических упражнений в ассиметричном режиме являются сколиозы III и IV степени.
Используются упражнения на «само вытяжение» позвоночника с напряжением мышц туловища. Противопоказаны выполнения упражнений в виде пассивного виса или вытяжения, которые ведут к пере растяжению суставно – связочного аппарата и мягких тканей позвоночника, что способствует дальнейшему прогрессированию сколиоза. По той же причине не рекомендуем велосипед, сноуборд, ролики, коньки, занятия на перекладинах и т.д.
Мы также придерживаемся мнения, что мануальная терапия при сколиозе не показана как метод лечения, и тем более, как коррекция искривления, так как повышает подвижность позвоночника и тем самым способствует прогрессированию сколиотической деформации.
Изучены новые технологии:
- Лечение сколиоза – методикой Катарины Шрот.
- Лечение физическими методами детей больных Д.Ц.П.
- Лечебная гимнастика при остеохондрозе шейного отдела позвоночника.
- Изучается и внедряется новая методика парного массажа.
Благодаря использованию современных дифференцированных технологий, методик медицинской реабилитации больных детей, отмечается положительная динамика, укрепляется мышечный корсет, в нормальном режиме работают все системы организма, увеличиваются физические возможности.
В течение учебного года нагрузка подбирается по принципу «от простого к сложному» с ведением мониторинга физического развития детей: вес, рост, динамометрия, пульс, силовая выносливость мышц, функциональные пробы с задержкой дыхания, на вдохе и выдохе. Измерения проводим три раза в год.
В школе функционирует тренажерный зал, оснащенный четырнадцатью различными тренажерами. Тренажерная гимнастика помогает детям улучшить мышечный корсет, мышечную силу, развивать отдельные группы мышц. Школьнику индивидуально назначаем занятия на тренажерах с учетом формы и тяжести деформации позвоночника.
Область массажа – спина, живот. Массируются длинные мышцы спины, трапециевидные мышцы, широчайшие мышцы спины, передние зубчатые мышцы, косые мышцы живота. При сколиозе I степени применяется симметричный массаж. При сколиозе II – III степени более глубокий массаж на стороне выпуклости, на стороне вогнутости проводится расслабляющий массаж. Массаж, назначенный узкими специалистами (массаж воротниковой зоны, волосистой части головы, верхних и нижних конечностей, общий массаж) проводится в школе. Дополнительный курс массажа получают дети инвалиды, учащихся, и дети с прогрессирующим сколиозом по назначению врача ортопеда
Школьники, страдающие сколиотической болезнью, имеют ряд анатомических и функциональных особенностей:
- Деформация позвоночника различной степени тяжести;
- Функциональная недостаточность сердечно – сосудистой и дыхательной системы;
- Ослабленная мышечная система на фоне повышенной подвижности суставно – связочного аппарата позвоночника и недостаточной минерализации костной ткани;
- Недостаточность физического развития и физической подготовки, отсутствие адаптации к физической нагрузке;
- Задержка развития двигательных навыков и умений;
- Наличие сопутствующих заболеваний.
В течение ряда лет учащиеся нашей школы проходят диспансеризацию по федеральной программе и осматриваются: психиатром, невропатологом, окулистом, стоматологом, отоларингологом, лор – врачом, эндокринологом, гинекологом, ортопедом, хирургом, урологом. Сделаны УЗИ органов брюшной полости, сердца, ЭКГ, общий анализ крови, мочи. УЗИ щитовидной железы и органов малого таза.
Все дети с выявленной патологией находится на диспансерном учете в поликлинике по месту жительства.
С целью иммунопрофилактики проводятся плановые профилактические прививки (против туберкулеза, гепатита В, краснухи, дифтерии, коклюша, эпидпаротита, столбняка, полиомиелита). Перед вакцинацией родители каждого ребенка дают письменное согласие на ее проведение.
В школе двухразовое питание, в рационе преобладают кисло – молочные продукты (сыры, творог), продукты богатые содержанием кальция, калия, фосфора (рыба, мясо, печень), а также овощи и фрукты, соки, содержащие необходимые макро и микро элементы. Питание учащихся на 100 рублей в сутки. Рацион школьника сбалансирован – белки, жиры, углеводы, килокалории соответствуют нагрузкам, возрастной норме.
Соблюдение ортопедического режима в школе является обязательным и осуществляется в течение всего дня. Во время нахождения ребенка в школе контроль за его соблюдением осуществляется педагогами, а дома – родителями с целью коррекции осанки, деформации позвоночника достигаем ношение жестких корсетов, спинодержателей, стелек – супинаторов, косков – набоек.
Для профилактики различных заболеваний учащиеся получают дополнительное лечение:
Гимнастика для глаз – профилактика близорукости, проводим на уроках .
Физкультурная пауза – профилактика гиподинамии. После 20 минут урока школьники выполняют комплекс упражнений физкультурной паузы.
Точечный самомассаж – этим профилактируют простудные заболевания и стимулирует иммунитет, точечный самомассаж школьники проводят в течение дня.
Коррекция осанки у стены – школьники встают к стене спиной и прижимаются затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками. Живот подтянут, подбородок приподнят. Проводят два раза в день.
Коррекция осанки у доски – стоять прямо с равномерным упором на обе ступни, свободная от мела рука согнута в локте и упирается на доску (на одном уровне с пишущей рукой).
Ночная коррекция – нашим школьникам рекомендуем, сон на жесткой постели, на животе или на спине, коррекция гибуса валиком.